История ЖБИ
Официально изобретателем железобетона считается французский садовник Жозеф Монье. Он в 1866 году впервые отлил, а в 1867 запатентовал садовую кадку для растений из армированного бетона.
Будучи предприимчивым и практичным человеком, Монье долго экспериментировал и с керамической, и с деревянной тарой. Однако первая была излишне хрупкой, а вторая — недолговечной (подверженной гниению).
Однажды французскому садовнику пришла в голову идея отлить кадку из цементного раствора, предварительно вставив внутрь железные прутья. Эффект превзошел ожидания: изделие получилось достаточно прочным и выдерживало удары и значительные механические нагрузки.
Спустя год Монье возводит железобетонный бассейн. В период с 1873 по 1885 годы французский изобретатель оформляет целую серию патентов на железобетонные изделия:
- шпалы и мост;
- трубы и перекрытия;
- своды и балки.
Справедливости ради следует уточнить, что изобретателем считается не тот, кто первый применил данный метод, а кто его запатентовал. Именно потому тот факт, что в 1802 году русскими зодчими при возведении Царскосельского дворца уже применялись перекрытия из известкового раствора со вставленными в него железными стержнями, не является основанием для того, чтобы считать отечественных строителей изобретателями ЖБИ.
Не отставали и английские инженеры. В 1829 году англичанином Фоксом было изготовлено прочное бетонное перекрытие, армированное металлом. Француз Ламбо развивал идею ЖБИ в другом направлении. Он в 1849 году построил лодку из армированного бетона. Конструкция получилась водонепроницаемой и прочной, но очень тяжелой и неспособной держаться на плаву.
Московские строители стали активно использовать ЖБИ с 1884 года. Железобетонные конструкции применялись ими при возведении балок и перекрытий, арок и искусственных водоемов.